Самостоятельная диагностика износа тормозных колодок
У каждой детали автомобиля есть своя функция. Тормозные колодки не исключение. Они за безопасность отвечают, поэтому их состояние (техническое) должно быть идеальным всегда.
Замена тормозных колодок вызывает у автолюбителя массу вопросов, в том числе какую марку колодок выбрать (какому производителю отдать предпочтение), где купить качественные детали дешево, как поменять колодки (заменить самостоятельно, или обратиться за помощью в автосервис) и, главное, как определить, что их пора менять?
Как правило, в техническом паспорте автомобиля производителем прописываются условия, требующие обязательной замены колодок (чаще всего это определенный километраж на одометре). Есть только одна оговорка, машины импортного производства, эксплуатируемые в России, не подходят под стандарты Европы (интервалы между заменами в нашей стране короче).
Когда пора
Рекомендации, это хорошо, а внимательное отношение к машине еще лучше. Избежать неприятностей на дороге помогут вовремя замеченные водителем признаки износа колодок:
- Непривычные звуки во время торможения (лязг, визг, скрежет). Конструкцией колодки предусмотрено наличие специальных пластин, покрытых фрикционным слоем определенной толщины. Когда слой стирается, пластина начинает контактировать непосредственно с тормозным диском. Соприкосновение металла с металлом и вызывает появление неприятного звукового сопровождения процесса торможения. Пластина, это, своего рода, механический сигнализатор. Исключение составляют новые колодки, во время «притирки» они тоже могут скрипеть, но не дольше 2 дней.
- Сигнал датчика. Большинство моделей современных легковых автомобилей оснащено специальными датчиками износа колодок. Это сигнализатор электрический. Они делятся на два вида:
— внешние приборы (крепятся в боковой части планки колодки, когда толщина накладки достигает критичного уровня, на панели зажигается световой индикатор, горит постоянно до замены колодок);
— интегрированные датчики (крепятся в специальной выемке пластикового корпуса колодки, индикатор меняет цвет в зависимости от степени стертости накладки, горит желтым, значит, приближается к критическим показателям, горит красным, значит, критический момент уже наступил). - Поведение педали тормоза. Она становится непривычно мягкой, опускается ниже, чем обычно. При нажатии срабатывает не сразу, тормозной путь становится длиннее.
- Биение, вибрация. Двоякий признак. Он может указывать и на неисправность рулевого управления, и на износ тормозных колодок. Во втором случае биение связано с повреждением колодки (сколом, трещиной, выбоиной), при контакте такой деформированной детали с тормозным диском (барабаном) и появляется вибрация. Это действие может сопровождаться шумом.
- Визуальные признаки. Их можно отчетливо увидеть на поверхности диска. Черный налет, напоминающий золу (уголь), это нормально. Это следы соприкосновения фрикционного слоя и металла. Если же поверхность диска покрыта мелкими частицами металла (стружкой), значит, накладка из фрикционного слоя уже стерлась и металл «встречается» с металлом. Детали уже изношены и требуют срочной замены.
Вот и все. Теперь Вы можете сами решать, когда пора менять тормозные колодки!